Задача Макпека побудила задуматься о том, в какой степени критическое мышление зависит от конкретного предмета. МаКпек отстаивал сильный тезис о специфичности предмета, согласно которому концептуальной истиной является то, что все способности к критическому мышлению специфичны для предмета. (Однако он не распространил свой тезис о специфичности предмета на склонности к критическому мышлению. В частности, он принял склонность воздерживаться от суждений в ситуациях когнитивного диссонанса за общую склонность.) Концептуальная предметная специфика зависит от очевидных контрпримеров, таких как общая способность распознавать путаницу необходимых и достаточных условий.
таблица расходов и доходов для семьи
Более скромный тезис, также поддержанный Макпеком, заключается в эпистемологической предметной специфичности, согласно которой нормы правильного мышления варьируются от одной области к другой. Очевидно, что в определенной степени эпистемологическая предметная специфика имеет место; например, принципы, в соответствии с которыми решается дифференциальное уравнение, сильно отличаются от принципов, в соответствии с которыми определяется, является ли картина подлинным произведением Пикассо. Но тезис страдает, как указывает Эннис (1989), от расплывчатости концепции поля или предмета и от очевидного существования межполевых принципов, как бы широко ни трактовалась концепция поля.

Например, принципы гипотетико-дедуктивного рассуждения применимы ко всем различным областям, в которых встречаются такие рассуждения. Третий вид предметной специфичности - это эмпирическая предметная специфичность, согласно которой, как эмпирически наблюдаемый факт, человек, обладающий способностями и склонностями критически мыслящего человека в одной области исследования, не обязательно будет обладать ими в другой области исследования.
транспортир распечатать шаблон

Тезис о специфичности эмпирического субъекта поднимает общую проблему переноса. Если способности и склонности к критическому мышлению необходимо развивать независимо по каждому школьному предмету, то как они могут быть полезны при решении проблем повседневной жизни, а также политических и социальных проблем современного общества, большинство из которых не укладываются в рамки традиционного школьного предмета? Сторонники эмпирической предметной специфики склонны утверждать, что передача более вероятна, если проводится обучение критическому мышлению в различных областях с явным вниманием к склонностям и способностям, которые охватывают разные области. Но доказательств в пользу этого утверждения мало. Необходимы хорошо продуманные эмпирические исследования, которые исследуют условия, повышающие вероятность перевода.